Положение о детском клубе любознательных "Экознайка"
I. Общие положения
Библиотечный детский клуб любознательных "Экознайка" (в дальнейшем – Клуб) создан по инициативе читателей библиотеки на базе отдела электронных ресурсов, является открытым добровольным, самостоятельным, самодеятельным, некоммерческим формированием, объединяющим группы детей, стремящихся расширить свои знания об окружающем мире, в возрасте 10–11 лет в составе 9 человек, учащихся начальной школы (3-й класс), на основе общности интересов с целью познания окружающего мира, развития творческих способностей и объясняется постоянным интересом детей к книгам о животных и растениях, большим объёмом естественнонаучной литературы в фонд библиотеки и др.
Заседания членов Клуба проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час.
Клуб в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребёнка, "Концепцией развития творческой читательской деятельности в условиях детской библиотеки", Уставом библиотеки.
Клуб имеет свою символику и атрибутику:
эмблема – любознательный лебедь Экоша,
законы, девиз: "Экознайками назвали нас не зря, с книгой окружающий мир изучаем мы, друзья! Будем Землю мы любить, всей природой дорожить!".
В рамках, установленных законодательством, Клуб свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности.
Деятельность Клуба является гласной, а информация о её учредительных и программных документах – общедоступной.
II. Основные цели и задачи Клуба
Цели работы Клуба:
Познание окружающего мира посредством познавательной и творческой деятельности читателей-детей, укрепление связей семьи и библиотеки.
Задачи Клуба:
• формировать у юных читателей экологическое мировоззрение;
• воспитывать у ребят чувства личной ответственности за всё живое;
• учить понимать и любить природу, помогать правильно и грамотно её наблюдать, беречь, запоминать различные события и делать выводы;
• содействовать убеждению на личном опыте, что природа – наш общий дом и основами жизни на Земле являются добрые дела, мир и взаимная любовь;
• расширять представления об окружающем мире и месте ребёнка в этом мире;
• прививать коммуникативные навыков;
• развивать творческие способности;
• принимать новых членов в детское объединение;
• создавать условия для укрепления детского объединения;
• работать на принципах творческого содружества родителей и детей, членов объединения.
Для выполнения поставленных задач используются лучшие произведения литературы о природе, детские экологические журналы и книги, творческие занятия.
III. Основные направления и формы деятельности Клуба
Заседания членов Клуба проводятся по двум направлениям: географические и литературные экопутешествия (изучение окружающего мира посредством анализа научно-популярной и художественной литературы).
В деятельности Клуба используются различные формы заседаний:
- тематические встречи, беседы;
- соревнования, турниры, олимпиады, конкурсы;
- экскурсии;
- выпуск газет, бюллетеней, буклетов, сборников;
- мастер-классы, развивающие самодеятельность и творчество читателей-клубников.
Все формы деятельности применяются в соответствии с разработанными для них положениями и правилами, с учётом возрастных особенностей читателей и их интересов.
IV. Членство в Клубе
Приём в члены Клуба
1. Желающий вступить в ряды Клуба устно заявляет об этом руководителю Клуба.
2. Руководитель Клуба решает вопрос о принятии нового члена в открытую группу Клуба.
3. Приём в состав объединения производится на заседаниях членов Клуба.
Права членов Клуба
Члены Клуба имеют равные права получать полную информацию о деятельности Клуба.
Обязанности членов Клуба
Члены Клуба обязаны: соблюдать законы объединения; участвовать в деятельности Клуба; защищать интересы Клуба, заботиться о его авторитете, при необходимости отстаивать права Клуба на любом уровне; выполнять решения руководителя Клуба, не противоречащие Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка.
V. Руководство Клубом
Руководство объединением осуществляется руководителем Клуба – заведующей отделом электронных ресурсов.
VI. Документация Клуба
В Клубе ведётся следующая документация:
- копии документов, регламентирующие деятельность Клуба;
- дневник Клуба;
- программа и годовой план работы по всем направлениям деятельности Клуба.
VII. Прекращение деятельности Клуба
Прекращение деятельности Клуба осуществляется путём его реорганизации (слияние, присоединение и т. п.) или ликвидации. Решение о реорганизации или ликвидации Клуба принимается администрацией библиотеки, руководителем объединения. Ликвидация Клуба осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
ГБУК "Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых"
Отдел электронных ресурсов
Программа развивающих заседаний с элементами творчества в клубе любознательных "Экознайка"
на 2024 год
№ п/п |
Мероприятие |
Мастер-класс |
Примечание |
1 |
"Учимся читать карту" |
Создание физической карты Краснодарского края в технике пластилинографии |
Знакомство с членами клуба. |
2 |
"Учимся читать карту" |
Завершение создания физической карты Краснодарского края в технике пластилинографии. |
Обобщающее заседание по теме "Учимся читать карту" |
3 |
"Удивительные книги лесного сказочника Виталия Бианки". Литературное экопутешествие по лесным сказкам и несказкам писателя-натуралиста |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "По следам" |
4 |
"Золотое кольцо России". Виртуальное путешествие по древнейшим городам Большого Золотого кольца России |
Сборка макета "Церковь Покрова на Нерли" (XII век, город Владимир) из плотной бумаги |
Часть 1: Москва, Сергиев Посад, Ростов Великий, Владимир. Изучение истории, достопримечательностей |
5 |
"Золотое кольцо России в пейзажах Сергея Лымаря". Экскурсия по экспозиции художника "Отражение" |
|
Достопримечательности Ростова Великого, Переславля Залесского, природа центральной части России |
6 |
"Золотое кольцо России". Виртуальное путешествие по древнейшим городам Большого Золотого кольца России |
Заключительный этап сборки макета "Церковь Покрова на Нерли" (XII век, город Владимир) из плотной бумаги. |
Часть 2: Переславль-Залесский, Иваново, Ярославль, Кострома, Суздаль. Знакомство с историей, достопримечательностями |
7 |
"Море в живописи художника-мариниста И. К. Айвазовского". |
|
Экскурсия по экспозиции И. К. Айвазовского (14 картин) |
8 |
"Золотое кольцо России". Виртуальное путешествие по древнейшим городам Малого Золотого кольца России |
Геральдика городов Золотого кольца. Раскраска гербов городов Большого и Малого Золотого кольца России и создание герба клуба "Экознайка" |
Обобщающее заседание по теме. Закрепление материала |
9 |
"Люби все живое". Литературное экопутешествие по страницам произведений кубанских писателей. |
Моделирование игрушки-поделки "Пёс Джек" из мягких тканей по мотивам сказки-были Л. С. Степановой "Слепой Джек" |
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение и специфика жанра сказки-были |
10 |
"Материки и океаны. Океан, которого нет на карте и глобусе" |
Аппликация-пазл карты "Материки и океаны" |
Формирование первоначальных сведений об океанах и материках нашей планеты |
11 |
"Новогодняя библиомагия" |
|
Новогодний утренник |
12 |
"Вода. Круговорот воды в природе. Туман и облака" |
Объёмная модель-схема из ткани "Круговорот воды в природе" в технике 3D-аппликации |
Определение свойств воды, конденсации в форме исследования |
13 |
"Литературное экопутешествие в зимнем лесу по произведениям Н. Сладкова" |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение произведения "Бюро лесных услуг" из сборника рассказов "Лесной календарь" по теме "Январь" |
14 |
"Чёрное море и его обитатели" |
3D-модель "Море и его обитатели": трёхмерный эффект воды в технике аппликации |
Определение специфики Чёрного моря, его уникальных свойств и его обитателей |
15 |
"Люби всё живое с кубанскими писателями". Сказка "Паук и муха" Татьяны Кулик |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Воришка" Г. Скребицкого |
16 |
"Вы слыхали о воде? Говорят, она везде" |
3D-модель "Море и его обитатели": трехмерный эффект обитателей в технике аппликации |
Определение физических свойств воды |
17 |
"Жить в согласии с природой". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста К. Д. Ушинского |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Четыре желания" |
18 |
"Пресные водоёмы: реки и озера" |
Конструирование обитателей водоёмов (рыб) в технике оригами |
Обобщающее заседание по теме "Вода". Закрепление материала |
19 |
"Природа в рассказах М. Пришвина". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Выскочка" |
20 |
"Солнце" |
Панно "Солнце" в технике квиллинга с элементами из ткани |
Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла, рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности Земли |
21 |
"Природа в рассказах Н. Сладкова". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение произведения "Бюро лесных услуг" из сборника рассказов "Лесной календарь" по теме "Февраль" |
22 |
"Воздух и его свойства" |
Изготовление музыкального инструмента "Музыкальные трубочки" |
Определение значения воздуха для жизни на Земле, его свойств и состав |
23 |
"Природа в рассказах В. Чаплиной". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказов "Белянка", "Кинули", "Подарок" из сборника "Питомцы зоопарка" |
24 |
"Ветер" |
Конструирование флюгера |
Показать значение ветра для живых организмов |
25 |
"Природа в рассказах В. Чаплиной". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
26 |
"Природные сообщества" |
Объёмная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации |
|
27 |
"Природа в рассказах К. Паустовского". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Мой дом" |
28 |
"Холмы и овраги" |
Объёмная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации |
|
29 |
"Природа в рассказах К. Паустовского". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
30 |
"Природа в рассказах Г. Скребицкого". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Любимое время года" |
31 |
"Луг, лес, болото" |
Объёмная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации |
|
32 |
"Природа в рассказах Г. Скребицкого". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
33 |
"Тундра" |
Объемная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации |
Обобщающее заседание по теме "Природные сообщества" |
34 |
"Природа в рассказах Е. Чарушина". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Друзья" |
35 |
"Степи" |
Объемная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации |
|
36 |
"Природа в рассказах Е. Чарушина". Литературное экопутешествие по творчеству писателя-натуралиста |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
37 |
"Пустыни" |
Объемная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации |
|
38 |
"Природа в рассказах Г. Снегирева". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Про пингвинов" |
39 |
"Неживая природа: подводим итоги пройденного материала" |
Объёмная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации: мастерим животных |
|
40 |
"Природа в рассказах Г. Снегирева". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
41 |
"Живая природа. Взаимосвязь неживой и живой природы" |
Объемная модель-схема "Природные сообщества" из ткани в технике 3D-аппликации: мастерим животных |
|
42 |
"Природа в рассказах Л. Толстого". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Булька" |
43 |
"Красная книга" |
Сова: моделирование из ткани птицы, занесённой в Красную книгу Краснодарского края |
|
44 |
"Красная книга Краснодарского края" |
Сова: моделирование из ткани птицы, занесенной в Красную книгу Краснодарского края |
|
45 |
"Природа в рассказах Л. Толстого". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
46 |
"Строение растений" |
Конструирование ромашки (символа семьи) из гофрированной бумаги (20 мая – Международный день семьи) |
|
47 |
"Природа в рассказах А. Чехова". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Комментированное чтение рассказа "Белолобый" |
48 |
"Земля и человечество. Катаклизмы в природе. МЧС" |
|
Объяснить необходимость природоохранной деятельности человека, рассказать о катаклизмах, происходящих на планете, в том числе и из-за вмешательства человека |
49 |
"Природа в рассказах А. Чехова". Литературное экопутешествие по творчеству писателя |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала |
50 |
"Строение тела человека. Человеческий организм. Расти здоровым" |
Экскурсия в Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования |
Знакомство с внутренним и внешним строением тела человека, с основными функциями внутренних органов |
51 |
"Природа в рассказах русских-писателей-классиков". Литературное экопутешествие по произведениям писателей-натуралистов |
|
Обобщающее заседание по теме. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов |
52 |
"Мы – граждане России" |
Мультимедийная интерактивная игра "Азбука права" |
Определение прав и обязанностей гражданина России |
53 |
"Там, на неведомых дорожках". Сказки А. С. Пушкина |
|
Комментированное чтение. Мультимедийная интерактивная игра-путешествие по сказкам А. С. Пушкина к Пушкинскому дню России |