Index2_04

ВойтиРегистрация.

|

Версия для слабовидящих: Для переключения выберите пункт "accessibility"

vk small lj small youtube small instagram

covid Preview

 prezentacii

solnce zemli russkoi

konkursi i proekti

  litres biblioteka mal   

banner_tvorch2 

Ocenka uskug

minkult ign

 protivod korrup

yuridicheskoe byuro

240е100

ministerstvo

logotel

Искусство в алфавите

Искусство – это идеи, рождённые человеческим воображением, восприятием окружающего мира и воплощённые в различных формах при помощи различных технологий. Это определение можно отнести к самым разным объектам – от доисторических пещерных рисунков до груды вещей, выставленных в художественном музее. Как и любая сфера, искусство имеет свои термины, понятия и определения. Некоторые из них всем знакомы, некоторые очень необычны, а есть и совсем непонятные. Рубрика "Искусство в алфавите" будет раз в месяц знакомить вас с интересными терминами и понятиями в мире искусства, а также советовать книги, относящиеся к той или иной теме.

aqua  Аквафорте – это не только фирма по изготовлению бассейнов и средство от насморка. Так раньше назывался офорт (происходит от eau forte – сильная, или крепкая, вода – в те времена так именовали азотную кислоту). Художники, которые создавали гравюры на металле путём травления металлической поверхности кислотами, назывались аквафортистами, а соответственно техника, в которой они исполняли свои шедевры, называлась аквафортистика. 

В далёком XIX веке, а если точнее, то с 1871 по 1874 год, в России существовало "Общество русских аквафортистов", в которое входили известные художники Иван Шишкин, Николай Ге, Иван Крамской и другие. С историей русской аквафортистики можно познакомиться, прочитав книгу:

Голлербах Э. История гравюры и литографии в России / Э. Голлербах. –
Москва : Центрполиграф, 2003. – 240 с.
    


 

arnuvoarnuvo2

 Ар нуво – такое красивое слово, а что же оно означает? Ар нуво, арт-нуво, югендстиль, модерн – это всё названия одного и того же направления в искусстве, наиболее распространённого в конце XIX – начале XX века. Отличительными особенностями стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Часто художники брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Преобладающими цветами являлись приглушённые оттенки – цвет увядшей розы, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Яркими представителями являются Антонио Гауди, Альфонс Муха, Густав Климт, Чарльз Макинтош. 

Более подробно познакомиться с этим направлением можно с помощью книг: 

Графтон К. Б. Стильар-нуво. Линии & силуэты : источник вдохновения для творческих личностей / Кэрол Беланже Графтон. – Москва : Колибри ; Азбука-Аттикус, 2016. – 144 с. : ил. 

Флорковская А. Модерн / А. Флорковская. – Москва : Росмэн, 2002. – 103 с. : ил. – (История искусства для детей). 


 

balustrada

 

Возводя роскошные загородные дома или дачи, современные хозяева стараются украсить их удобными и красивыми лестницами, конструкция которых состоит из нескольких элементов, одни из них – это балюстрады. Так называют ряд фигурных столбов, сверху которых расположены перила. Они не только выполняют ограждающую функцию, но и являются великолепным украшением балконов, лестниц и террас. Такие архитектурные решения стали популярными ещё в эпоху Возрождения. Именно тогда наиболее модным считался декор в греческом стиле. На тот момент балюстрада для лестницы отличалась простотой и строгостью, но сейчас они удивительно разнообразны по форме и высоте и могут быть самостоятельными элементами дизайна в интерьере или фасадном декоре. Применение балюстрад подчёркивает основательность здания, вносит оживление в архитектуру ансамблей и домов, открывая возможности для создания выразительных художественных эффектов. 

Познакомиться с историей и посмотреть примеры балюстрад в разные эпохи можно в книге:

Хопкинс О. Визуальный словарь архитектуры / О. Хопкинс. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 167 с. : ил.  


 

belkanto2

belkanto

У большинства любителей оперного искусства слово "бельканто" ассоциируется с итальянской школой вокала, но этот термин имеет несколько значений. Он состоит из двух итальянских слов bel и canto, что в переводе означает прекрасное пение. Этот блестящий лёгкий и изящный стиль пения, где одна нота мягко перетекает в другую, был характерен для итальянского вокального искусства в XVII–XIX веках. Второе значение этого термина ассоциируется с первыми итальянскими операми, которые появились в середине XVIвека, ведь новые творения требовали более выразительного стиля пения. Таким образом, словом "бельканто" принято называть не только манеру исполнения, но и определённый жанр оперы, для которого характерна драматичность, требующая от певцов умения передавать многочисленные оттенки человеческих чувств.

Выдающимися представителями бельканто в разные периоды были: И. Кольбран, Э. Карузо, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, М. Каллас, И. Архипова и многие другие, чьи мемуары и биографии можно найти в отделе литературы и материалов по искусству. А ознакомиться с периодом расцвета бельканто и прочитать об артистах краткую информацию можно в книгах:

Опера : иллюстрированная энциклопедия / главный редактор Стэнли Сэди ; предисловие Филипа Лэнгриджа. – Москва : БММ, 2006. – 320 с. : ил.

Сто великих вокалистов / автор-составитель Д. К. Самин. – Москва : Вече, 2004. – 480 с. – (100 великих).


 

 vedutaveduta2

Ведута (итал. veduta – "увиденная", лат. videre – "видеть") – жанр живописи, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с топографически точным, вплоть до мельчайших деталей, городским пейзажем, изображённым в виде панорамы с соблюдением масштаба и пропорций.  

Выдающимся мастером этого жанра был признан Каналетто (Джованни Антонио Каналь, 1697–1768), глава венецианской школы ведутистов. Художник тщательно воспроизводил виды города, работал под открытым небом, делал зарисовки карандашом с натуры, помечая на них соответствующие цвета. 

Влияния Каналетто не избежал тогда ни один пейзажист. Даже в России родоначальник архитектурной ведуты Фёдор Алексеев выполнял живописные виды Петербурга и Москвы, подражая венецианскому художнику. Последователями Алексеева были Сильвестр Щедрин, Алексей Зубов и Михаил Махаев. Созданные ими гравюры, рисунки, картины являются ценнейшими документами истории архитектуры Петербурга, Москвы и других городов. 

Познакомиться с художественными особенностями, историей развития жанра в России и работами известных ведутистов можно в книгах: 

Лебедянский М. Алексей Зубов : первый видописец Санкт-Петербурга / Михаил Лебедянский. – Москва : Белый город, 2003. – 176 с. : ил. 

Пейзаж в русской живописи : от классицизма до символизма / автор вступительной статьи Н. К. Маркова. – Москва : Арт-Родник, 1999. – 192 с. : ил.


 

 Vimmelbuch

Vimmelbuch2

Виммельбух (нем. Wimmelbuch – "книжка с мельтешащими картинками") – это книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию.

Впервые такие книги появились в Германии, а сам жанр "виммельбух", адаптированный современными художниками для детей, берёт своё начало в творчестве таких знаменитых нидерландских мастеров, как Питер Брейгель Старший и Иероним Босх, которых считают прародителями "веселых картинок". А всё потому, что на своих полотнах они изображали огромное количество бытовых сцен, героев и деталей, и каждую часть полотна можно было рассматривать отдельно, придумывая истории. Познакомиться с творчеством этих художников можно благодаря книге:

Морозова О. Босх, Брейгель, Дюрер : гении Северного Возрождения /
О. Морозова, Т. Котельникова, А. Королева. – Москва, 2013. – 302 с. : ил. 

Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий, деталей и персонажей, по ним можно сочинять невероятное количество историй, что помогает в развитии речи, логики, фантазии и внимания ребёнка. 

В фонде нашей библиотеки вы найдёте множество таких изданий, знакомящих с миром животных, различными профессиями, рассказывающими о Деде Морозе, театре и многом другом: 

Антонова К. В театре : экскурсия за кулисы / К. Антонова, худож. Е. Бауман. – Ростов-на-Дону, 2017. – [12] с. : ил. 

Большая книга животных : найди и сосчитай / под редакцикй Джонни Маркса; иллюстрации Даниэля Санчеза Лаймона. – Санкт-Петербург, 2018. – [48] с. : ил. 

Монфре Доротея де. Собакобум : самая правдивая энциклопедия собачьей жизни / Доротея де Монфре. – Москва, 2018. – 61 с. : ил. 

Дворнякова О. Один день из жизни Деда Мороза / О. Дворнякова, художник
О. Громова. – [Москва], 2016. – [14] с. : ил.


 

 gliptika1

gliptika2

Глиптика (от греческого γλυπτιϰὴ τέχνη – искусство резьбы) – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, вид декоративно-прикладного искусства. Среди резных камней (гемм) различают камни с врезанными изображениями – это инталии и выпуклыми – это камеи. Для резьбы использовались мягкие (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдые (сердолик, халцедон, хрусталь) породы камней. Изделия изготовлялись вручную либо с помощью станков с вращающимися резцами. Производительность такой работы можно сравнить с производительностью капли, которая "точит камень", поэтому на создание небольшого украшения мастера тратили многие месяцы. Один из лучших образцов античной глиптики – "Камея Гонзага", получившая своё название по имени владельца. Считают, что эта изящная работа – парный портрет фараонов Египта Птолемея Филадельфа и Арсинои II. Изображение хранится в Эрмитаже и является, по мнению специалистов, самой знаменитой камеей музея. 

Узнать больше можно в книгах:

Шаповалова О. А. Расскажи мне об Эрмитаже / О. А. Шаповалова. – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 192 с. : ил. – (Расскажи мне...). 

Дмитриева Н. А. Античное искусство : очерки / Н. А. Дмитриева, Л. И Акимова. – Москва : Детская литература, 1988. – 256 с. : ил. – (Библиотечная серия). 


 

 glissando1

glissando2

Глиссандо  (итал. glissando, от франц. glisser – скользить) – особый исполнительский приём при игре на музыкальных инструментах и пении, когда музыкант легко скользит пальцем по струнам или клавишам музыкального инструмента. При игре на фортепиано глиссандо осуществляется при скольжении по белым клавишам инструмента. Этот звуковой эффект великолепно способны производить тромбоны. Исполнитель быстро и плавно передвигает кулису из одного положения в другое, продолжая вдувать в мундштук воздух. В результате получается любопытный эффект. Создаётся ощущение, будто инструмент улыбается или хмурится – в зависимости от того, в какую сторону происходит движение – от низкого тона к высокому или наоборот. Глиссандо используется также в пении. 

Хотите узнать больше? Читайте в книгах.

Шаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь /
О. А. Шаповалова. – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 704 с. – (Энциклопедические словари).
 

Левин Р. Музыка. Детская энциклопедия. История и волшебство классического оркестра / Р. Левин ; иллюстрации М. Хамильтон ; перевод с англ. П. Киселёвой. – Москва : Аванта, 2017. – 96 с.  


 

dekoraciay01

dekoraciay02

Театр – любимое развлечение миллионов людей, ведь это фееричная постановка, в которой важна не только талантливая игра актёров, но и самые различные эффекты, в том числе декорации, считающиеся главным и ключевым визуальным эффектом.

Декорация (от фр. decoratio – украшение) – это совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров. Но чаще этот термин употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.

Они пишутся красками на холсте, именно поэтому профессия их создателей носит название "художник-декоратор". Известными в данной профессии были: Лев Бакст, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Василий Поленов, Иван Билибин и многие другие известные живописцы.

Более подробно познакомиться с термином и искусством создания декораций можно в книгах:

Алянский Ю. Азбука театра / Юрий Алянский. – Москва : Современник, 1998. – 238 с. : ил. – (Под сенью дружных муз).

Елькина М. Театр / М. Елькина, Э. Ялымова. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. – 224 с. – (Путешествие в мир).


 


 

 igrushka01

igrushka02

Дымковская игрушка – один из старейших народных глиняных промыслов России. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Ремесло существует более четырёхсот лет, но до сих пор не утратило популярности. Напротив, продукция из глины пользуется спросом у потребителей не только в нашей стране, но и за её пределами.

Такая игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожжённому в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Традиционные образы дымковских игрушек – барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определённые сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждый мастер пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки.

Рассмотреть такие глиняные фигурки можно в нашей библиотеке в отделе искусств. А познакомиться с историей возникновения, производства и узнать ещё больше о таком ярком и запоминающемся ремесле можно при помощи книг:

Клиентов А. Народные промыслы / Алексей Клиентов. – Москва : Белый город, 2004. – 47 с. : ил. – (История России).

Соловьева Л. Игрушка / Лариса Соловьева. – Москва : Интербук-бизнес, 2002. – 119 с. : ил. – (Русский сувенир).


 


 

 blohina

vardugin

Епанча (от древнерусского "япончица") – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин – короткая безрукавная шубейка. Епанча – древнейшая верхняя одежда. Упоминание о ней встречается в "Слове о полку Игореве" и "Домострое". Само название происходит от турецкого "япунджа", означающего "покрышка, попона". Епанчу надевали в дождливое время. Шили её из сукна или войлока и пропитывали олифой.

Епанча была очень популярной на Руси. В конце XVII века она стала торжественной одеждой придворных. Даже на гербе Рязани изображён стоящий в золотом поле князь в червлёной епанче. При Петре I была она введена в армейское обмундирование. В сущности, епанча и поныне несёт свою "службу", только сейчас её называют плащ-палаткой.

Всё о том, как епанча становилась популярной, и о других предметах русского костюма ищите информацию в книгах отдела литературы и материалов по искусству:

Блохина И. В. Всемирная история костюма / И. В. Блохина. – Москва : АСТ, 2014. – 192 с. : ил. – (Всемирная история стиля).

Вардугин В. И. Русская одежда : история народного костюма от скифских до советских времён / В. И. Вардугин. – Саратов : Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 2001. – 352 с. : ил. – (Отечество – Россия). 


 

 elka

Ёлка – кладка камней или кирпичей под углом друг к другу, при этом образуется рисунок по типу ёлки. Такая кладка применяется при устройстве полов и при кладке сводов. В храме Василия Блаженного в Москве (Собор Покрова Пресвятой Богородицы) пол обходной галереи выложен кирпичом частично ёлочной кладкой. Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.

Прочитайте о разных видах кладки и других архитектурных терминах в книге:

Партина А. С. Архитектурные термины : иллюстрированный словарь /
А. С. Партина. – Москва : Стройиздат, 2001. – 208 с. : ил.
 


 

zhivopis

zhivopis1

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства, художественное изображение предметов, явлений жизни на плоскости посредством цветных материалов. В основе определения – слово "живописать", что значит изображать живо, жизнеподобно. Выделяют живопись монументальную (чаще всего это росписи), станковую – созданную на мольберте (станке), театрально-декорационную, миниатюру. 

По технике исполнения подразделяется на масляную, акварель, фреску, темперу, гуашь, пастель, энкаустику, эмаль. 

Существуют следующие жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, марина (морской жанр), религиозный, исторический, бытовой, батальный, жанровый, анималистический. 

С нашими книгами вы можете попробовать свои силы в любом их них. 

Алленова Е. М. Живопись / Е. М. Алленова. – Москва : СЛОВО/ SLOVO, 2001. –
48 с. – (Что есть что).
 

АРТ-класс : школа живописи : [учебное издание] / ответственный редактор
Н. Лукьянова. – Москва : АСТ, 2002. – 192 с. : ил.
 


 

zhostov

zhostov1

Жостовская роспись – русский народный художественный промысел росписи по металлу. История промысла восходит к 1825 году, когда в ряде подмосковных сёл и деревень – Жостове, Осташкове, Троицком и других – стали возникать мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение расписного жостовского подноса связывают с Осипом Вишняковым, организовавшим собственное производство, изделия которого вытеснили "бумажные" поделки из окрестных мастерских. 

За свою историю жостовское ремесло обрело статус уникального искусства. В 1993 году в соответствии с Указом Президента РФ № 1847 Жостовская фабрика декоративной росписи была отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Каждому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. 

Основной мотив жостовской росписи – яркий цветочный букет, в его основе – старые разработки декоративных композиций с набором садово-полевых цветов. 

Полюбоваться красотой мастеров и прочитать о жостовской росписи можно в книгах: 

Художественные лаки / авторы и составители С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. – Москва : Мелихово, 2006. – 64 с. 

Дорожин Ю. Г. Жостовский букет : рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин ; художник Михаил Лебедев. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 24 с. – (Искусство детям). 


 

 zodchestvo

zodchestvo001

Термин "зодчество" является синонимом архитектуры: это искусство проектировать и строить здания. 

Первоначально зодчими именовали горшечников и гончаров, а зодчеством – искусство лепки из глины. Затем значение расширилось, и так стали называть строителей и проектировщиков зданий. А сегодня под этим термином понимают древнерусскую архитектуру IX–XIII веков. 

В конце XVIII века Николай Карамзин назвал слово "зодчество" устаревшим и предложил использовать вместо него "архитектура". Однако термин продолжали употреблять в литературных произведениях для эффекта стилизации, создания высокого стиля. 

В XIX веке историки начали интересоваться старинными зданиями. Их реставрировали и изучали во время археологических экспедиций. В те же годы словом "зодчество" стали обобщать всю архитектуру Древней Руси, но сейчас под этим определением понимают деревянные постройки. 

Деревянное зодчество – это понятие, широко известное на территории России. Это направление искусства возведения зданий является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия нашей страны. На сегодняшний день в России сохранилось несколько музеев-заповедников под открытым небом, которые позволяют современному человеку воочию увидеть, что такое зодчество Древней Руси. 

Познакомиться поближе с термином, произведениями искусства и их творцами можно при помощи книг: 

Александрова Л. Деревянное зодчество Руси / Лариса Александрова ; рисунки автора. – Москва : Белый город, 2003.  48 с. : ил. – (История России).  

Новиков Ф. Зодчие и зодчество / Феликс Новиков. – Москва : УРСС, 2003. –
480 с. : ил.
 
 


 

 gold

gold001

Золотое сечение , или золотая пропорция, – идеальное пропорциональное соотношение двух величин, лежащее в основе гармонии природы и человека. В численном выражении это бесконечное число, которое округляют до 1,618 и обозначают число золотого сечения греческой буквой Φ (фи). 

Мы можем найти примеры золотого сечения во многих формах жизни: моллюски и земноводные, семечки подсолнуха, шишки, паутина, а также строение частей тела человека. Люди в своей деятельности и творчестве многое берут от природы. Так золотое сечение встречается во многих произведениях мирового искусства. 

Египетские пирамиды, собор Парижской Богоматери, Парфенон – всё это образцы использования золотого сечения в архитектуре. Картину, построенную с использованием этой пропорции, мы воспринимаем как правильную и красивую. 

Знаменитый Леонардо да Винчи уделял большое внимание изучению человеческого тела, анатомии, пропорциям и прочим премудростям, связанным с правильным построением композиции. Легендарный рисунок художника "Витрувианский человек" представляет собой иллюстрацию канонических пропорций человеческого тела, которые описал римский архитектор Витрувий ещё в I веке до н. э. 

Подробнее познакомиться с понятием "золотое сечение", прочитать трактаты Леонардо да Винчи, самому научиться рисовать, соблюдая эту золотую пропорцию, вам поможет литература из нашего фонда, в частности: 

Уроки рисования / авторы-составители Р. Смирнова, И. Миклушевская. –
Москва : Астрель, 2001. – 224 с. : ил.
 

Леонардо. Жизнь и творчество / тексты Анточча Л., Кастель А. и др. – Москва : Белый город, 2001. – 146с. : ил. 


 

 Icon001

Icon002

Икона, иконография, иконопись имеют общий корень, который с греческого переводится как "изображение, образ".

В православной традиции иконой называют изображение персонажей, событий из Священной или церковной истории, написанное в соответствии с догматами церкви и строгим каноном.

Икону часто называют "книгой о вере" и "богословием в красках". На протяжении всей истории христианства она была символом веры людей в Бога и его помощь. С глубокой древности иконопись как вид живописи служила "языком для неграмотных" со своими правилами и символикой. Веками мастера доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.

А у слова "иконография" несколько значений: это и каноническая система изображения каких-либо персонажей или сюжетов, характеризующаяся созданием художественных форм с устойчивым значением; и совокупность особенностей, характеризующих иконы того или иного типа; и наука, изучающая иконы, историю и обстоятельства формирования христианского искусства.

Более подробно познакомиться с этим удивительным видом живописи и образами святых можно благодаря книгам, находящимися в отделе литературы и материалов по искусству, среди которых хочется выделить два издания, предназначенных специально для детей:

Аристова В. Икона / В. Аристова. – Москва : Росмэн, 2001. – 95 с. : ил. – (История искусства для детей).

Орлова Н. Иконопись / Нина Орлова. – Москва : Белый город, 2004. – 47 с. : ил. – (Энциклопедия живописи для детей).


 

Interior001

Interior002

Интерьер (от лат. interior – "внутренний мир") – в широком значении – вид изнутри на какой-либо объект, противоположно слову "экстерьер"– вид снаружи. В более узком смысле, в архитектуре – внутреннее пространство здания, его композиция с элементами отделки. Архитектор и дизайнер, создавая интерьер, ориентируются на внешний вид здания и стилистические особенности течений и направлений.

История интерьера уходит корнями в глубину веков, но точной даты для отсчёта назвать никто не может. Может, стоит начать с иероглифов в пещерах первобытных людей? Или же с древних египтян, которые довольно экстравагантно оформляли гробницы фараонов и внутреннее пространство пирамид? 

Для любой культуры, этноса, страны, религии, исторического периода или целой эпохи можно выделить характерные стили интерьера. Они меняются, развиваются, забываются, а потом вновь становятся популярными. Неизменным остаётся одно – людям всегда и во все времена хотелось жить в окружении красивых вещей и комфорта. Развитие истории интерьера обусловлено тем, что каждая эпоха обладала своими взглядами и представлениями о внутреннем и внешнем убранстве архитектурного сооружения. Сейчас все стили оформления можно разделить на три группы: классические (античный, готика, ренессанс, модерн и пр.), этнические (африканский, японский, русский, скандинавский и т. д.) и современные (хай-тек, минимализм, эклектика, лофт и т. д.). 

Примечательно ещё и то, что в истории живописи существует жанр изображения интерьера, зародившийся в голландском искусстве XVII века, но уходящий корнями в искусство Возрождения XV–XVI веков. Этот жанр оставил неизгладимый след и в творчестве русских художников. 

Рассмотреть интерьеры в русской живописи и познакомиться с основными правилами создания интерьера, сочетания цветов и стилей можно с помощью книг: 

Интерьер в русском искусстве : альбом / авт. статей Н. В. Розанова, И. М. Сахарова и др. / Москва : Искусство, 2002. – 208 с. : ил. 

Миллер Д. Интерьер : цвет и стиль / Джудит Миллер. – Москва : Ниола 21-й век, 2001. – 240 с. : ил.


 

 coturn01

coturn02

Котурн (платформа) – вид обуви, представляющий собой высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве. 

В античном театре котурны – обувь для трагических актёров на необычайно высокой подошве. Спектакли тогда часто проходили в больших амфитеатрах. Чтобы донести образ до зрителей, которые могли находиться довольно далеко от сцены, актёры использовали яркие костюмы, большие маски, высокую обувь. Она увеличивала рост актёра, придавала ему величие и торжественность. Создавая убедительные образы богов и императоров, актёры надевали котурны, чтобы стать заметней и важней других персонажей, чтобы свысока взирать на них. 

Как и некоторые другие термины античного театра, это слово можно употреблять сегодня в переносном смысле. "Не становись на котурны" – это значит: не действуй и не говори так торжественно; будь естественнее и проще. 

В истории античного театра было много интересных моментов, познакомившись с которыми можно погрузиться в историю драматического театра и в особенности актёрской игры. Более подробную информацию вы найдёте в следующих изданиях: 

Алянский Ю. Азбука театра : 50 маленьких рассказов о театре / Юрий Алянский ; художник Рашид Доминов. – Санкт-Петербург : Петербургский театральный журнал : Детское время, 2020. – 160 с. : ил. 

Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва : БММ АО, 1999. – 582 с. : ил. 


 

 kremlin01

kremlin02

Кремль – это центральная часть в русских городах, обнесённая стенами с башнями, которая строилась в целях укрепления, как правило, на высоких местах. Синонимы слова "кремль" – город, кром, укрепление, детинец (употреблялось до XIV века).

Происхождение слова "кремль" достоверно неизвестно, но есть несколько версий. Так, по одной из них, оно произошло от названия хвойного дерева "кремь", известного как очень крепкий строительный материал. Другая версия уходит к греческому языку и слову "кримнос", означающему "крутую гору над берегом или оврагом". Первые кремли на Руси были деревянно-земляными, позднее в строительстве стали использовать камни и кирпич. Кремль обычно располагался на высоком месте, часто у берега крупных водоёмов. Планировка была разной, зависела от рельефа местности, а количество башен и расстояние между ними ориентировалось на оборонительные соображения. Стены сооружений, как правило, окружали рвами, в башнях устраивались бойницы, а над стенами – навесные стрельницы.

До наших дней сохранилось двенадцать кремлей, среди которых встречаются как деревянные, так и каменные. Узнать об истории этих строений, рассмотреть эти величественные здания на фотографиях вы можете, ознакомившись с изданиями:

Самые известные крепости и кремли : иллюстрированная энциклопедия / сост. А. И. Пантилеева. – Москва : Белый город, [2015]. – 104 с. : ил. – (Самые знаменитые).

Шереметьева Т. Семь чудес России / Татьяна Шереметьева. – Минск : Харвест, 2008. – 160 с. : ил.


 

laki01

laki02

laki03

Лаки (фр. Laque, нем. Lack) – растворы бесцветных природных смол или синтетических веществ в органических растворителях. Лаки служат для придания поверхности блеска и защиты её от сырости, пыли и других вредных воздействий; именно с этой целью художники покрывали готовое полотно лаком. 

Изделиям декоративно-прикладного искусства из дерева, папье-маше и металла лакировка придаёт законченность и праздничный вид. Они также нередко украшены росписью, резьбой, инкрустацией или гравировкой. Такой вид народного искусства носит название лаковая миниатюра или художественные лаки. 

Лаковое искусство известно в Китае и Японии со II тысячелетия до н. э., откуда распространилось в Индию и Иран, затем в Европу, а в конце XVIII века и в Россию, где лаковая живопись стала новым художественным явлением. В XIX веке появились народные промыслы росписи маслом по лаку – федоскинские лаки и жостовская роспись. А в XX столетии развилось тончайшее искусство темперной миниатюры на лаковых изделиях – палехские, мстёрские и холуйские лаки. 

Больше узнать об этих удивительных народных промыслах вы можете с помощью книг, среди которых есть эксклюзивное издание с UV-лакированными иллюстрациями, знакомящее с современным искусством лаковой миниатюры: 

Пирогова Л. Русская лаковая живопись. XXI век : альбом / Л. Пирогова. – Москва : Интербук-бизнес, 2006. – 191 с. : ил. 

Русская лаковая миниатюра : Федоскино : Палех : Мстера : Холуй: Альбом-антология / авт.-сост. М. Некрасова. – Москва : Согласие, 1994. – 296 с. : ил. 

Художественные лаки : Лаковая миниатюра Федоскина ; Жостовские подносы / авт.-сост. С. В. Горожанина, Е. В. Куценко. – Москва : Мелихово, 2006. – 64 с. : цв. ил. – (Путешествия в мир народного искусства Подмосковья). 


 

 lyagushachya1

lyagushachya2

Лягушачья перспектива – это условное обозначение перспективного изображения, пространства в изобразительном искусстве, когда художник смотрит на объект с позиции снизу вверх. В этом случае построение формы осуществляется в определённом ракурсе, будто глаза наблюдателя находятся на уровне земли.

Такой вид перспективы применяется в живописи плафонов, а также характерен для перспективной живописи потолков. В станковом искусстве этот тип перспективного решения может быть использован и как приём при общей художественной организации по правилам прямой перспективы. Он часто использовался художниками-маньеристами, среди которых стоит выделить Понтормо и Пармиджанино. Подробнее узнать о маньеризме, его представителях и их работах можно в книге Гомбрих Э. История искусства / Эрнст Гомбрих. – Москва : АСТ, 1998. – 688 с. : ил.

Видов перспектив очень много, познакомиться с ними и научиться рисовать можно с помощью книги Смит Р. К. Перспектива : глубина и реалистичность изображения / Рей Кэмпбелл Смит ; пер. с англ. С. Кормашовой. – Москва : Кристина-новый век, 2006. – 48 с. : ил. – (Уроки живописи).


 

 

 marina01

marina02

marina03

Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины, гравюры морской тематики, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море. Слово произошло от латинского marinus – морской.

Как одно из первых проявлений жанра рассматривается наскальный рисунок морской баталии на стене пещеры Лаха Альта в Испании. Долго море изображалось художниками в качестве фона к каким-либо событиям, относилась такая живопись к пейзажу и не имела названия. В качестве самостоятельного жанр марины сформировался в Нидерландах в начале XVII века. Тогда на смену красочным картинам морских сражений приходит изображение самого моря, часто неприветливого, грозного во время бури или затянутого туманами, по которым плывут рыбачьи лодки со скромными парусами или пышные торговые корабли. Но лишь в XIX веке появилась чистая марина – море без кораблей.

Маринистами называют художников, пишущих морские пейзажи. Яркие представители этого жанра – Уильям Тёрнер, Клод Жозеф Верне, Клод Лоррен, Сильвестр Щедрин, Алексей Боголюбов, Иван Айвазовский и многие другие.

Узнать о жанре, рассмотреть удивительные полотна и познакомиться с биографиями художников-маринистов можно, обратившись к изданиям:

Иван Айвазовский / текст Г. Чурак. – Москва : Белый город, 2000. – 64 с. : ил. – (Мастера живописи).

Маринисты / авт.-сост. Г. В. Дятлева, Е. Н. Биркина. – Москва : Олма-Пресс, 2001. – 352 с. : ил. – (Энциклопедия живописи).

Шестимиров А. Морской пейзаж : русская и европейская живопись / А. Шестимиров. – Москва : Белый город, 2003. – 544 с. : ил. – (Энциклопедия мирового искусства).


 

 

 

 

matreshka01

matreshka02

 

Матрёшка… Кто не знает эту удивительную русскую игрушку – символ нашей страны?! Примечательно, что корни её отнюдь не русские.

Появилась матрёшка в России в конце XIX века, прообразом для неё послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога мудрости Фукурумы, который был с секретом: в нём пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала русского художника Сергея Малютина, и он сделал подобные, расписав фигурки, выточенные Василием Звёздочкиным, на русский лад – так появились круглолицые румяные девушки в сарафанах и их братец в расписной рубахе. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала младенца.

Почему деревянную куклу-игрушку назвали матрёшкой? Когда увидели первую фигурку, выточенную и расписанную, кто-то из художников сказал: "Какая Матрёна!". Решили, что это имя подходит ей больше всего, ведь оно было одним из самых распространённых в России и имело ласковую форму – Матрёшка.

Несмотря на столь юный возраст – чуть более ста лет – эта куколка стала одним из самых популярных русских сувениров. Фигурка, впервые появившись в Париже на Международной выставке в 1900 году, была отмечена золотой медалью. После этого матрёшек стали производить в Сергиевом Посаде, а затем и в других районах страны: городе Семёнове, селе Полхов-Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже…

Познакомиться с историей матрёшки, узнать об особенностях и различиях изготовления и расписывания изделий в разных уголках России можно при помощи книг:

Горожанина С. В. Русская матрёшка / С. В. Горожанина. – Москва : Интербук-бизнес, 2012. – 208 с. : ил.

Иванова Ю. Матрёшка : кукла с секретом / Ю. Иванова ; худ. Н. Кондратова. – Москва : Настя и Никита, 2019. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита).


 

 naturmort01

naturmort02

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевлённые предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди, по замыслу художника, лишь дополняют основной мотив картины.

Термин "натюрморт" происходит от французского nature morte, что переводится как "мёртвая природа". Элементы натюрморта можно увидеть на античных фресках и мозаиках. До рубежа XV–XVI веков натюрморт существовал как часть живописной композиции. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, дичи на картинах с охотниками. Первой известной работой, которую полностью можно отнести к данному жанру, является картина Якопо де Барбари "Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом", написанная в 1504 году. Полностью в качестве отдельного жанра натюрморт сформировался лишь в XVIIвеке.

Выделяют множество видов натюрморта: цветочный, тональный, учёный, охотничий, фруктовый, восточный, "завтраки". Поджанры натюрморта не ограничиваются перечисленными, можно выделить и более узкие типы, а кроме того, есть полотна, созданные на стыке жанров.

В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в начале XVIII века. Долгое время он рассматривался в качестве "низшего" жанра и допускался в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Лишь в начале XXвека русский натюрморт стал самостоятельным и равноправным жанром. Наиболее яркие натюрморты создавали: Николай Сапунов, Иван Хруцкий, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь и многие другие.

Познакомиться с историей жанра и его представителями, а также научиться рисовать натюрморты можно с помощью книг:

Барбер Б. Рисуем натюрморты : базовый и продвинутый методы / Баррингтон Барбер. – Москва : Эксмо, 2014. – 48 с. : цв. ил. – (Я – художник!).

Дятлева Г. Мастера натюрморта / Галина Дятлева. – Москва : Вече, 2002. – 272 с. : цв. ил. – (Magistri artium).


 

 nocturne01

nocturne02

nocturne03

Ноктюрн – это небольшое лирическое музыкальное произведение. Как правило, оно написано на "ночную" тему, ведь не зря слово произошло от французского nocturne, что в буквальном переводе означает "ночной".

В Средневековье так называли католическую церковную службу, которая проходила ночью. В XVIII веке ноктюрнами стали называть любые произведения, исполненные ночью на улице. Среди них известны "Маленькая ночная серенада" Вольфганга Амадея Моцарта и "Музыка для фейерверка" Георга Фридриха Генделя. Значение термина вновь изменилось в начале XIX века, когда композитор Джон Филд стал писать небольшие композиции, которые были посвящены ночи и отличались романтическими сюжетами. Он назвал их ноктюрнами, такие сочинения стали исполнять не только на улице поздно вечером, но и на обычных концертах и выступлениях. Сначала все ноктюрны писали для фортепиано, в середине XIX века появились оркестровые, а затем и вокальные произведения.

Этот жанр стал популярен благодаря композитору Фредерику Шопену. Он значительно обогатил и углубил его, подарив миру более двадцати удивительных ноктюрнов, которые стали визитной карточкой композитора. Кроме Шопена "ночные" музыкальные произведения писали Ференц Лист, Феликс Мендельсон и Эдвард Григ. В России ноктюрны создавали Михаил Глинка, а также Пётр Чайковский и Милий Балакирев. Отечественные композиторы часто вдохновлялись народной музыкой, поэтому их сочинения были мелодичными и напоминали старинные романсы. В XX веке ноктюрны снова изменились. В новых произведениях этого жанра композиторы пытались достоверно передать ночные звуки – крики птиц, шелест листвы.

Примечательно, что этот термин существует не только в музыке, но также в живописи и в литературе. Вдохновлённый музыкальными ноктюрнами, художник Джеймс Уистлер стал использовать данное слово в названии своих работ, изображающих ночные сцены.

Больше узнать о жанре, познакомиться с биографией Джона Филда, попробовать сыграть ноктюрны на фортепиано и прослушать шедевры "ночных" мелодий Фредерика Шопена помогут вам издания:

Анненкова К. Ночные песни русского Джона Филда / К. Анненкова. – Москва : Воскресенье, 2000. – 136 с. : ил.

Коллинз С. Классическая музыка от и до / Стефан Коллинз. – Москва : Фаир-Пресс, 2001. – 288 с. – (Грандиозный мир).

Шопен Ф. Ноктюрны № 1–11 / Ф. Шопен. – Москва : Aquarius, 2000. – 1 CD. – (The best of classics). – Загл. с титул. экрана. – Музыка (исполнительская) : аудио.